Большинство водителей слышали о датчике детонации, но что он из себя представляет и для чего предназначен, имеют скудное и приблизительное представление. Оказывается, этот датчик при деформации, т. е. механическом воздействии на него, создает электрическое напряжение.С учетом этого свойства датчика детонации на работающем двигателе он служит своеобразным контролером его работы, фиксируя несвойственные нормальной его работе звуки, в частности, возникающие при детонации автомобильного двигателя.
Детонация, как и другие шумы, издаваемые работающим двигателем, имеет свою частоту звучания, которые воспринимаются этим датчиком, и посылаются в электронный блок управления двигателем (ЭБУ). ЭБУ, в свою очередь, получив сигнал от датчика детонации, изменяет угол опережения зажигания, выставляя его на более позднее время, и так будет происходить до тех пор, пока не прекратится детонация. Также этот датчик реагирует и на другие посторонние шумы, такие как треск гранат, вибрация защиты двигателя и пр. Были случаи, когда датчиком детонации улавливались шумы от ШРУСа и он останавливал двигатель.
Признаки неисправности датчика детонации
Датчик детонации в процессе работы также может накапливать неисправности, которые можно установить по следующим признакам:
- на панели приборов загорается сигнал «CHECK ENGINE»;
- высвечиваются ошибки 03, 25, 26, 27 и 28;
- ухудшению динамики автомобиля;
- увеличению расхода топлива из-за неоптимального угла опережения зажигания.
Зачастую все это связано с окислившимися контактами, как на самом датчике, так и на его разъеме, слабой затяжкой датчика детонации, обрывом жил или контактов проводов, подходящих к датчику, или поломкой самого датчика.
Как проверить датчик детонации своими руками
Проверку исправности датчика детонации можно начать с легкого постукивания по нему гаечным ключом или молоточком на работающем на холостых оборотах двигателе. При этом мотор должен как-то отреагировать на это действие, например, уменьшить обороты, что говорит об исправности датчика и поступлении сигнала от него на ЭБУ.
Как дополнение, можно подключить сканер типа «LMQ» и посмотреть, как будет изменяться угол опережения зажигания во время произведенных действий. Однако этот способ подходит не для всех машин.
Для второго способа проверки датчика понадобится мультиметр и привычный ключ или молоточек. Устанавливаем прибор в режим измерения сопротивления, подключаем его к датчику и измеряем сопротивление. Если это не «Лада», то сопротивление должно быть в районе 500 кОм. Затем легонько стучим по датчику, сопротивление должно кратковременно увеличиться и быстро вернуться в начальное положение.
Если же сопротивление выросло и не возвращается назад, то это значит, что датчик зависает и его можно считать неисправным. Такие датчики могут быть причиной непонятного провала в тяге. Что касается датчика «АвтоВАЗа» с его бесконечным сопротивлением и выставлением на мультиметре сопротивления в 2 МОма, то прибор показывает бесконечное сопротивление.
Если оказывать на датчик механическое воздействие, то его сопротивление снижается, а затем вновь становится бесконечным.
Третий и наиболее правильный способ проверки датчика детонации основан на применении осциллографа. Для этого подключаем клеммы осциллографа к датчику детонации, устанавливаем на нем необходимые параметры, берем все тот же гаечный ключ и легонько постукиваем по датчику. При этом на экране прибора должна возникнуть образцовая осциллограмма. Импульс, полученный в момент удара по датчику, должен иметь явно выраженный единичный пик и плавное затухание. Если пиков будет несколько или он будет иметь зазубрины, то такой датчик лучше заменить на новый.