1. Материалы и инструменты.
Материалы:
— фанера;
— клей влагостойкий;
— смола эпоксидная с отвердителем,
— пластификатор для смолы;
— фанера авиационная 1 мм;
— линейки ученические;
— органическое стекло;
— нитки коричневые и бежевые;
— краски и лак акриловые модельные;
— сплав Розе;
— гипс, полиуретановый герметик, полимерная глина;
— ткань тонкая 50% хлопка и 50 % шелка
Инструмент:
— обычный слесарный инструмент для мелких работ:
— настольные сверлильный и фрезерный станки;
— бор-машинка с борами;
— самодельные приспособления для некоторых операций.
2. Этапы сложного пути.
Модель парусника начата мной примерно в 1971 году. Сразу после возвращения со службы в армии. В то время я предполагал сделать испанский галеон, но чертежей в ту пору достать было практически невозможно. Их практически не было. Поэтому за основу модели был взят первый военный корабль Российского флота «Орел», чертежи которого появились в журнале «Моделист конструктор».
Это было в начале 1972 года.
Модель предполагалось сделать стендовой. Масштаб 1:76. Наборный корпус, из фанеры выпилил и собрал быстро. Но, что дальше? Обшивать рейками, вроде долго и нудно, да и напилить то их не на чем. Тут руководитель кружка, Валентин Георгиевич, предложил сделать из эпоксидной смолы с добавлением пластификатора. Новаторская идея заключалась в том, что на оргстекле делается разлиновка под доски с имитацией гвоздей. Затем это все обрамляется бортиком. Получается своеобразная ванночка. Она смазывается тонким слоем масла и заливается эпоксидная смола с пластификатором, подкрашенная в нужный цвет. В данном случае я сделал черный. Смола постепенно схватывается, пластификатор дает замедление этого процесса и делает ее эластичной на какой-то период. В зависимости от количества пластификатора время становления смолы получается разное. То есть время снять смолу в виде гибкого листа, типа материи, и работать с ним.
Пространство между шпангоутами я заполнил пенопластом и обточил по обводам корпуса. Затем, на подготовленный таким образом набор корпуса, была наложена имитация дощатого настила корпуса корабля из эпоксидной смолы. Которая была закреплена на модели обыкновенными булавочками до полного затвердевания смолы.
Учеба на рабфаке, затем институт, отнимали много времени. Поездки в кружок стали редкими, но потихоньку сделал корпус. Затем кружок перебрался еще дальше, от моего дома, на другой конец города. Поездки стали еще реже. Тогда я забрал модель домой, продолжил постройку дома в свободное время. Сделал лафеты к пушкам. Пушки предполагал сделать литыми из олова. Но, результат меня не порадовал. Пришлось отказаться от него. Приглянулся цинк, собирал я его как лепешечки цинка, остатки после лабораторных работ Отлитые пушки мне опять, не очень понравились. Вопрос встал как выточить и где?
Это был 1975 год. В это время, уже после института, я работал в НИИИТе., продолжал собирать модель. И случайно выяснилось, что у руководителя моей группы, есть дома токарный станок. Он любезно согласился дать станок для работы домой. Взяв такси, я привез его домой и стал точить из латуни на нем пушки, и все круглое. Мачты, реи , балясины и прочие, и прочие…..
Далее год 1988. Семья, дом. Мачты уже собирал с сыном, когда ему было 12 лет. Думал достраивать буду уже с внуками, у меня их двое, можно сказать команда. Но, увы пришлось осиль самому.
Апрель 2015 год. Был предпринят предпоследний подход к модели. Модели уже 44 года. На тот период модель выглядела так.
До ноября 2017 г.
Строительство протекало, как бы в замедленном темпе. Но, за это время мне удалось сделать следующее.
— найти и заказать новую витриной для нее,
— переустановить модель в новую витрину.
— изменить конфигурацию носа модели.
Было так.
Стало так.
Был доработан гальюн со штульцами, добавлена рустерная решетка основания гальюна.
— дополнил носовую часть украшением и добавил оформление на кат-балки в виде змеиных голов.
— пришло время определиться с гальюнной фигурой. Она меня просто не устраивала.
Модель стала выглядеть так.
Но, этот период продолжался не долго, модель была опять законсервирована.
Отвлекся на строительство модели колесного церкви-парохода «Святитель Николай Чудотворец». Прошел еще один год с небольшим.
3. Последний и окончательный подход к модели.
Декабрь 2019.
Очень сложно рассказывать о строительстве модели не показывая фотографий. Но, и все фотографии привести (показать) это не реально. Поэтому, мне думается если я буду приводить фотографии и рассказывать наиболее интересные моменты строительства, будет правильно и интересно.
Начну, пожалуй, с изготовления деталей кормового украшения модели.
Ранее оно выглядела так.
Многие детали были сделаны вновь и в основном методом литья из сплава Розе. Были сделаны сначала модели деталей, потом формы для отливки и наконец сделаны отливки. А, затем обработаны. Покажу это на примеры Чудо-юдо-рыб.
При строительстве я так же широко применял, если так можно выразиться, пластмассовое литье. В качестве материала применил двух компонентную «Холодную сварку» с последующей покраской. А, в качестве литейных форм использовал «Полимерную глину» запекающеюся при 130°C.
В результате этих усилий корма модели приобрела такой вид.
Дополнительно на ней будут установлены ходовые кормовые фонари.
Для изготовления якорей и анкеров так же применил методы литья, химическое омеднение и чернение меди.
Проблема с блоками была решена изготовлением их различных типов на фрезерном станке. Блоки делались из деревянных ученических линеек.
Орудия были демонтированы с модели. Лафеты претерпели модернизацию. Сами орудия были зачернены химическим способом для придания им натурального вида.
Шлюпка была собрана из купленного набора от фирмы «Ревел»
Такая мелочевка как нагели была отлита из сплава Розе и зачернена.
Палуба была вновь ошкурена и покрыта лаком, борта выкрашены в красный цвет. При установке на модель была сделана обвязка пушек. Были сделаны сходные трапы в трюм.
Претерпел измените уже давно готовый штурвал и к нему добавился компас.
Для проводки такелажа нужны были различные по диаметру канаты, поэтому был сделан самодельный тросомот, и ручная клетневала. Эти приспособления можно посмотреть у меня на страничке.
Для изготовления мачт, марсов так же были использованы линейки и ручки от кисточек.
Из остатков ручек были выточены юферсы.
Реи, как Вы уже, наверное, догадываетесь, тоже выполнены из кисточек.
Монтаж накопившихся деталей начал со стоячего такелажа. Установки мачт, проводки мачт-талей, затем вант и штагов.
Ну, а затем вязка вант. Хочу отметить, что на модели все узлы обвязки выполнены натуральным образом.
Модель стала выглядеть так.
[/center] Теперь о парусах. Они выполнены из ткани. Пропитанной специальным самодельным составом – заварка, горячая вода, клей ПВА. Он красит в нужный цвет ткань и уплотняет ее для придания ей (в дальнейшем) «наполненности ветром». Вначале привожу фотографии готовых парусов до «надувательства».
А, это фото «надувательского» приспособления с уже «надутым» парусом. «Надутость» выполняется на готовом парусе смоченного чистой водой и нагруженным грузом песка в мешочке.
Так выглядит готовый парус. Осталось привязать его к рею.
А, так выглядят установленные паруса на модели.
И последнее – команда. Для оживления модели я решил создать для нее команду. Она представляет собой два набора фигурок, пластмассовый и металлический. Позы фигурок были доработаны мной до тех, которые были мне необходимы по замыслу. Вот почти вся команда.
4. Галерея фотографий.
Чтобы команда не была «статической», я решил создать, как бы это сказать…. несколько сценок. С естественными позами членов команды (фигурок). Так что бы они (сценки) дополняли друг друга. Тогда, на мой взгляд, удастся создать «действующую» команду, которая дополнит и украсит модель пиратского фрегата. Что получилось судить Вам. Всего фигурок 30 штук.
Привожу несколько фотографий членов команды на своих местах.
Ну и в конце галереи еще несколько фотографий модели.
В заключении — Салют наций.
Ну, вот и все.
Смотрите, критикуйте, советуйте.
Если есть вопросы или что-то не ясно спрашивайте.
С уважением, Старпом